Растим здорового ребенка

Основные компоненты понятия здоровья.

 «В здоровом теле – здоровый дух», - гласит народная мудрость. Здоровье человека должно пониматься как одно целое, которое состоит из взаимозависимых частей. И все, что происходит с одной из этих частей, обязательно затрагивает и все остальные. Поэтому каждая отдельная часть должна рассматриваться в контексте всего здоровья в целом.

Чтобы проиллюстрировать это понятие целостности, можно использовать изображение цветка. Каждый лепесток цветка соответствует определенному аспекту здоровья.

 

Здоровье:

1) физическое (здоровое тело),

2) эмоциональное (здоровые чувства),

3) интеллектуальное (здоровые мысли),

4) социальное (здоровое социальное поведение),

5) личностное (здоровое самовосприятие),

6) духовное (здоровый дух).

 

       Более подробно о составных частях здоровья:

Физическое здоровье зависит от того, как функционирует наш организм и в каком состоянии находятся его системы. Поэтому важно знать, как должны работать все наши органы, так как это позволит нам понимать, здоровы мы или что-то в нашем организме не так.

Интеллектуальное (умственное) здоровье зависит от того, каким образом мы получаем информацию, знаем ли мы, где необходимую информацию мы можем найти, и как пользуемся этой информацией. Мы должны уметь собирать знания из разных источников и затем использовать их при принятии решений, от которых зависит ваше здоровье.

Эмоциональное здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах и насколько хорошо умеем их определять. Очень важно, чтобы мы не чувствовали неуверенности в них и понимали, какие чувства являются нормальными, а какие – нет.

Социальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как индивидуальность и как строим свои взаимоотношения с другими. Мы должны понимать, что для нас является действительно по-настоящему важным в наших отношениях с детьми, родственниками, друзьями и другими людьми, с которыми нам приходится соприкасаться.   

Личностное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении развиваем сое «я» (то необъяснимое чувство каждого человека, которое требует своего самоопределения и самоутверждения), чего мы надеемся достигнуть и чем определяем для себя успех в жизни. Ради самоутверждения каждый из нас выбирает свой уникальный путь, и этот путь зависит от того, что мы считаем своими жизненными ценностями и чего надеемся достигнуть в личном и общественном плане. Один, например, находит самоутверждение в своей профессии или карьере, другой – в семье, а третий – в труде на пользу другим.

Духовное здоровье – стебель и своеобразный стержень того цветка, который мы выбрали, чтобы продемонстрировать философию человеческого здоровья, является жизненно важным условием всего нашего здоровья в целом. Оно зависит от самой сути нашего существования (что имеет для нас существенный смысл). Оно – стержень нашего существования, который позволяет нам оставаться единым целым и дает возможность осмыслить взаимосвязь всех пяти остальных составных нашего здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья на современном этапе.

У кого есть здоровье -

У того есть надежда.

У кого есть надежда –

У того есть все!»

Эта восточная мудрость определяет два главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия.

Первый – здоровье - было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места, уклада жизни, т.к. дает основу для развития души и тела.

Второй – здоровье – высшая ценность общества, поскольку качество человеческой жизни и его состояние есть достояние не только отдельной личности, но и общества в целом.

В последние годы в нашей стране в сознании людей формируется принципиально новое отношение к понятию «здоровье». Здоровье выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.

       Размышляя о своем здоровье, необходимо опираться на следующие жизненные принципы:

  1. У Вас только одно сердце и только одна жизнь, и необходимо заботиться об этих сокровищах.
  2. Тело должно повиноваться разуму, а не наоборот.
  3. От каждой привычки, ослабляющей сердце и укорачивающей жизнь, надо избавляться.
  4. Только Вы сами можете обеспечить себя хорошим здоровьем.
  5. Ваше тело – очень точный механизм, контроль и забота, о которых находится в Ваших руках.
  6. С возрастом надо все теснее сливаться с природой и не усложнять жизнь. Попытайтесь понять природу, следуя её законам и живя так, как она этого хочет.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов:

  • наследственности – здоровье родителей;
  • среды - состояние окружающей, природной среды, экологии;
  • воспитания – условия жизни и воспитания в семье, психологический климат, доходы родителей, питание, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам и.т.д.

В комплексе социально-экономических факторов, воздействующих на здоровье и его формирование с раннего возраста, важнейшими являются условия воспитания и развития детей в учреждениях системы образования.

Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести лет в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей меньше.

Мониторинг здоровья детей дошкольного возраста показал, что состояние здоровья организованных детей нестабильно. За последние 10 лет увеличилось количество детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами во всех возрастных группах. У детей наблюдаются пограничные формы психических нарушений: агрессия, страхи, капризы, замкнутость, аутизм. Состояние хронического стресса классифицируется в современной статистике как обусловленное заболевание. Функциональное хроническое перенапряжение детского организма снижает его сопротивляемость к негативным воздействиям внешней среды и приводит к заболеваниям.

Углубленные медицинские осмотры показывают, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечен рост хронической патологии. Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте  здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной функциональных и хронических заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.

Ведущими среди функциональными отклонениями являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения;  среди хронических патологий – болезни центральной нервной системы.