Педагогам

Зонирование пространственно – игровой среды в группах

Методические рекомендации по организации прогулок в учреждении дошкольного образования

Общие принципы организации прогулки

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. В соответствие с СанПиН «пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов» [ч.1 ст.163].

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет [ч.3 ст.163 СанПиН]. При небольшом дожде ее можно организовать  на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее  не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала  физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди  родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках  в выходные дни.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть  удобны и соответствовать погоде. В этом направлении также необходима большая  информационно-разъяснительная работа с родителями. Одежда должна быть комфортная, из натуральных тканей, при температуре от +3  до –3  трехслойная, при температуре  от –4 до –10 четырехслойная, при температуре воздуха от –11 до –15 рекомендуется зимняя утепленная куртка,  четыре слоя одежды.

Подготовка к прогулке

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. 

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо проводить по следующему алгоритму:

- воспитатель выводит в раздевалку для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, куртки, шапки, шарфы, варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности. Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет  8-12 минут, если  оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.

Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и  к занятию: ставит перед собой определенные педагогические  и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.  

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры и физические упражнения.
  3. Индивидуальная работа с детьми.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.

Организация и проведение наблюдений

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) устанавливаются факты;

2) формируются связи между частями объекта;

3) идет накопление представлений у детей;

4) проводятся сопоставления;

5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

При подготовке к наблюдениям следует продумать:

  • Организацию обстановки (объектов наблюдения,  отбор и расположение объекта).
  • Размещение детей.
  • Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
  • Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).
  • Характер и содержание ответов детей.
  • Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

Подвижные игры и физические упражнения

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

При планировании подвижных игр и  особенно физических упражнений,  следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.

При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:

  • Место проведения, атрибуты.
  • Приёмы руководства.
  • Индивидуальный подход в процессе игры.

Трудовая деятельность

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения,
  • работа в группах,
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:

  • Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
  • Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).
  • Приемы постановки и объяснения трудового задания.
  • Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
  • Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.
  • Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.

Индивидуальная работа

Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.

Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала  не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.

Самостоятельная деятельность воспитанников

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)

Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)

Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)

Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают  спокойные игры и могут ими заниматься  в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:

  • Организацию обстановки (атрибутика).
  • Приемы организации взаимодействия детей.
  • Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.  Головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.

Памятка для воспитателя по проведению прогулок

  1. Разработку прогулки начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
  7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада

  • Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
  • При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю. 
  • Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра.
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего.

свернуть

Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно­пространственной среды, обеспечивающей яркую образность, наглядность, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников.

Рекомендуется создание центров по формированию основ гражданско-патриотической культуры во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры должен отвечать следующим требованиям:

информативность (наличие и многообразие дидактического и информационного материала должно быть методически целесообразным);

стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов, периода обучения, текущей тематики);

вариативность (предложенный дидактический материал является разнообразным как по содержанию, так и по способу его представления);

интегративность (представленный материал может использоваться в образовательном процессе при решении задач различных областей учебной программы).

Наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников, согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач.

В первой и второй младших группах в соответствии с основной целью патриотического воспитания – знакомство с ближайшим окружением, формирование элементарных представлений о родном крае – центр патриотического воспитания должен содержать материал по социально-нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры следующей тематики:

«Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид) – иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» – иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; показывающие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» – фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» – иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях: дети трудятся, помогают друг другу (взрослым), занимаются, играют и т. д.;

«Эмоциональные состояния» – иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

«Поведение детей» – иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) – фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представлений о семье, детском саде, населенном пункте, в котором проживает воспитанник, и его достопримечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (семейные праздники и традиции) – фотоматериалы, альбомы и др.;

знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими историю возникновения населенного пункта, его названия, животный и растительный мир и др., – фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) – книги, иллюстрации, аудиозаписи;

формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов – фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в соответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно представить материалы в соответствии с такими направлениями работы по патриотическому воспитанию, как краеведение; развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси:

«Моя семья» – семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» – иллюстрации, фотоматериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города»; карта города; символы города (герб);

«Мой край» – материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города́ области, чем они знамениты, промышленность и сельское хозяйство области); карта Беларуси;

«Защитники Отечества» – иллюстрации «Великая Отечественная война», «Белорусская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы»; художественная литература и дидактические игры по теме; макеты (военная техника и т. п.);

«Люди, прославившие Беларусь» – портреты; произведения художественной литературы, рассказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народной культуры» – иллюстрации по темам: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма», «Народные праздники и обряды», «Народный календарь»; предметы старины; белорусские игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме;

«Наша планета Земля» – глобус; детская карта мира; иллюстрации; произведения художественной литературы, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) – книги, аудиозаписи.

Во всех возрастных группах в центрах по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно на постоянной основе представлять результаты творческой работы воспитанников, такие как рисунки, поделки и др. (индивидуальные и коллективные), в соответствии с текущим тематическим планированием по данному направлению (например, открытки ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, коллективный коллаж «Памятные места Беларуси» и т. д.).

Развивающая предметно-пространственная среда иных помещений учреждения дошкольного образования также должна быть направлена на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников: в физкультурном зале целесообразно представить атрибуты к белорусским народным подвижным играм, в музыкальном зале – белорусские народные музыкальные инструменты, аудиозаписи белорусских народных песен, элементы народных костюмов, декорации и др.

В оформлении помещений учреждения дошкольного образования рекомендуется использование предметов белорусского народного декоративно-прикладного искусства, которые при этом должны быть эстетически, функционально и методически оправданны.

свернуть