Несколько правил для развития речи детей

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Поэтому отклонения в речевом развитии имеют негативные последствия:

- замедляется формирование высших психических функций;

- появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

- возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка в школе (овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки).

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.  Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, когда в 3 года ребенок почти не говорит или говорит, но понять его может только мама и то с трудом.

Что должно насторожить родителей:

Если в 3-3,5 года

- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит предложения;

- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

- он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой).

Если в 4 года

- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

- не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй.

Если в 5-6 лет

- нарушено звукопроизношение,

- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

- допускает грубые ошибки при построении предложений.

Несколько правил для развития речи дошкольника:

Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. Будьте терпимы.  

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно.

Правило четвертое: Вечером, перед сном, вспомните все, что с ребенком видели, слышали. Если ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на него, расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом,  развивается не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестоеГоворите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, делаете, говорит и делает Ваш малыш.