Охрана труда
Политика учреждения дошкольного образования в области охраны труда
Целью политики учреждения образования в области охраны труда является обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, профилактика производственного и профессиональных заболеваний.
Руководство учреждения образования исходит из принципа, что безопасность труда имеет приоритет над его результатами.
Для реализации этого принципа руководство и работники учреждения образования декларируют обязательства:
обеспечение безопасных и благоприятных для здоровья условий работы;
предупреждение связанных с работой травм и ухудшения состояния здоровья;
соблюдение законодательных, нормативных и других требований в области охраны труда;
отказ работника от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до ее устранения;
обеспечение работников полагающимися средствами индивидуальной защиты;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников;
внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков;
осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда на рабочем месте соответствующими должностными лицами;
постоянное улучшение системы управления охраной труда в учреждении образования.
Руководство учреждения образования проявляет постоянную заботу о повышении осведомленности и компетентности работающих в области охраны труда, информировании их о состоянии охраны труда в учреждении образования.
Безопасность выполнения работ зависит, в первую очередь, от понимания каждым работающим своей ответственности за собственную безопасность.
Концепция нулевого травматизма
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», МАСО разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.
Семь «золотых правил» концепции «Vision Zero»
1. Стать лидером – показать приверженность принципам;
2. Выявлять угрозы – контролировать риски;
3. Определять цели – разрабатывать программы;
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации;
5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием;
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки;
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.
Каждое «золотое правило» включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов. Мы можем быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются в нашем учреждении , что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия.
Об обязательном прохождении медицинского осмотра
Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.
Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров работников.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (далее - Инструкция о порядке проведения медосмотров).
Медосмотры лиц, поступающих на работу, и работающих сотрудников проводятся с целью:
- Определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
- Предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- Динамического наблюдения за состоянием здоровья;
- Своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
- Профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
ЕСЛИ РАБОТНИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ...
В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья.
Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.
В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.
Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).
В соответствии с правилами ст. 199-200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее б месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5 -дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен.
Общественный инспектор по охране труда в учреждении дошкольного образования
Целью общественного контроля является:
- создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
- предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах, не связанных с проведением проверок, а именно:
- мониторинга – мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
- участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
- иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).
Основные задачи общественного инспектора по охране труда:
- осуществление постоянного контроля в учреждении;
- выявление и предупреждение нарушений нормативных требований охраны труда;
- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Для решения поставленных задач общественный инспектор по охране труда выполняет следующие функции:
- регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
- контролирует:
- соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
- работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
- своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
- состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
- обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
- обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
- качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
- соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
- участвует в:
- проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
- работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
- работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
- проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
- оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
- подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов, дней Охраны труда.